Принципы проверки работодателя на порядочность

13.11.2015

542a6239c7c7facf16486a561f6885ed_XL_215x215

Трудоустройство это всегда нечто судьбоносное. Процесс выбора может занять месяцы, годы или даже десятилетия его жизни. А может лишь вытянуть деньги, нервы и вообще впустую потратить часть земного бытия. Всё от того, что работодатели бывают разные, их «качество» не одинаково. Можно выделить несколько принципов, по которым достаточно легко отделять годных работодателей от всякого рода мошенников.

Впрочем, для начала определимся с тем, что считать мошенничеством применительно к работодателю. Дело не в выдержках из законов. Низкая зарплата за сложную работу? Это «просто» капитализм. Отсутствие иерархического роста? Во многом зависит от размера компании и вида деятельности человека. Серые схемы оплаты труда и отсутствие трудового договора? Уже ближе. Несоответствие описания вакансии фактической сути работы? Горячо. Хотя бывает, что это просто кадровик не понял своего руководителя при формировании вакансии. Или в самой компании нет понимания того, как должна называться вакансия под требуемые задачи.

Ладно, давайте разбираться.

Первая стадия анализа начинается с описания вакансии как таковой. Чем меньше информации — тем хуже. Хотя все мы понимаем, что ни  кто, например, в открытых источниках не будет подробно расписывать вакансию для военных наёмников или поставщиков сексуальных услуг. То есть, вакансии для определённых целевых аудиторий действительно могут быть предельно лаконичными, но всё же для массовых вариантов лаконичность описания уже говорит о какой-то непрозрачности.

Кроме того, некоторые описания самим своим видом должны настораживать. Классика жанра это что-то типа «Помощник руководителя. Требования — возраст от 18 до 80, образование не имеет значения». Типичные фразы для вакансий сетевых маркетологов, бизнес которых строится на завлечение новых жертв в состав паутины распределения товара. Зарплата при этом в подобных вакансиях может указываться, как минимум, не ниже средней по региону, а иногда значительно выше. Это при столь незамысловатых требованиях!

Следующая стадия — изучение доступной о работодателе информации. Отталкиваться, ясное дело, следует от тех данных, что даны в описании вакансии. Название компании, адрес, название должности — всё это можно «прокачать» через интернет-поисковики. Можно прямо отыскать чье-то впечатление или отзыв как о качестве услуг данной компании, так и о качестве работы в ней. Какие-то люди в социальных сетях могут там работать или работали когда-то и их даже можно смело спросить о раскладах. Правда, всегда стоит учитывать, что конкуренты выкладывают друг о друге негативные отзывы и бывают чем-то сугубо личным обиженные люди, в том числе непригодные работники как таковые. Всё же, если о компании нет почти ничего или есть только плохое — это явно компанию не красит.

Далее идёт попытка контакта. Рекрутер вряд ли будет раскрывать вам все детали и в большинстве случаев прямо пригласит на собеседование. Но какие-то пояснения всё рано должны быть предоставлены — о сути вакансии, о местонахождении офиса, о графике. Если никаких ответов на вопросы не даётся, а предлагается всё узнать лишь на собеседовании — это тревожный сигнал. Ставка делается на то, что если вы ищете какую-то (и получается, что именно «какую-то») работу и уже реально туда придёте, то психологически вам будет сложнее отказаться и сразу уйти.

При таком звонке и равно на самом собеседовании соискателю может быть предложено сразу пройти какое-то обучение или получить какие-то первые товары для продажи. Ключевое то, что соискателю предложат это оплатить. Это уже однозначный повод уходить сразу. Человек ищет работу для того, чтобы получать деньги, а не отдавать их.

Наконец, как вообще одеты люди принимающей стороны, как обустроен офис, мастерская, лаборатория или цех? Понятно, что у компаний старт-апов вряд ли будет большой размах, но какая-то опрятность всего должна быть. 

Самое главное в конечном итоге — отличать действительно важное для себя от того, что можно проигнорировать или потерпеть с учётом влияния других факторов. Условно, если не предложили печеньки и абонемент в фитнес-зал, зато предложили хорошую зарплату, то следует ли напрягаться?



Перепечатка и любое использование материалов hr02.ru возможны только с согласия редакции.